Тип ошибок - неправильный выбор прописной или строчной буквы


Приветствуем, уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице вы сможете отыскать широкий сборник материалов под общим заголовком «Язык, сознание, коммуникация». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал разделен на страницы подобно обычной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Новые орфографические ошибки

© Е. Ю. Скороходова, 2002

В настоящее время много внимания уделяется разного рода речевым ошибкам. Подробно анализируются нарушения орфоэпических правил, поскольку мы ежедневно находим примеры подобных нарушений в теле- и радиопередачах (такой материал представлен в работе М. В. Горбаневского, Ю. Н. Караулова, В. М. Шаклеина «Не говори шершавым языком», М.: Галерия, 2000). Изучаются нарушения морфологических норм, поскольку они свидетельствуют об активных процессах в грамматической системе языка (Гловинская М. Я. Активные процессы в грамматике; Ильина Н. Е. Рост аналитизма в морфологии // Сб. Русский язык конца ХХ столетия. М.: Языки русской культуры, 1996). Дефектные с точки зрения логики высказывания также представляют интерес и подробно описаны, поскольку дают представление о неких стабильных нарушениях при формулировке умозаключений (Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах. М.: Диалог-МГУ, 1998). В настоящей статье предлагается разбор ошибок скрытых, которых мы не можем обнаружить ни в устной речи, ни на страницах журналов и газет. Речь пойдет об орфографических ошибках.

Орфография как практический навык должна формироваться в средней школе. В. Я. Булохов в работе «Повышение орфографической грамотности учащихся» указывает, что с точки зрения размещения орфографических ошибок в слове «наиболее уязвимыми являются корни существительных, прилагательных, глаголов, числительных и деепричастий» (1, 54), связывая возникновение орфографических ошибок с недостаточным объемом оперативной памяти. Не претендуя на глобальные обобщения, я попробую выделить наиболее частотные и показательные орфографические ошибки, допускаемые в письменных работах абитуриентами и студентами высших учебных заведений (материал собирался в течение последних трех лет). Для этого удобно использовать классификацию Б. И. Осипова, предложенную в статье «Типология орфограмм в русском языке». Согласно этой классификации, орфография ставит пишущего перед выбором «1) буквы; 2) прописного или строчного написания; 3) однократного или удвоенного написания; 4) оставления на строке или переноса; 5) слитного, раздельного или дефисного написания со следующей буквой» (5, 8).

К ошибкам первого типа нужно отнести, прежде всего, написание безударных гласных. Обычно в ситуации колебания происходит замена А на О, И на Е - потреот, обожюр, нотура, октуальный, семпотич-

181


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше